Разработка дизайна бренда: только логотип и фирменный стиль?
Когда мы работаем над созданием новой торговой марки или приводим в порядок уже существующий бренд, мы отталкиваемся от того, что его дизайн должен быть уникальным, интересным и эмоциональным, а все элементы должны составлять единую систему. Если говорить о разработке дизайна и фирменного стиля, то первые ассоциации связаны именно с визуальными атрибутами бренда, о которых мы и расскажем подробнее.
Бренд-дизайн подразумевает разработку следующих элементов:
- Нейминг;
- Логотип;
- Слоган;
- Создание дизайна упаковки и этикетки;
- Landing page или полноценный вебсайт;
- OOH;
- Брошюры, лифлеты и другие маркетинговые материалы.
Помимо них, к функциональным атрибутам относятся ещё и те, которые потребитель воспринимает другими органами чувств (на вкус, на запах), но мы будем говорить только о зрительном и тактильном восприятии бренда. Заостряем на этом внимание, потому что одни атрибуты могут выступать в противовес другим: природа наградила фрукт дуриан очень интересной и необычной формой, но при этом совершенно отвратительным запахом. Если вкус, запах и цвет товара будет не соответствовать ожиданиям потребителя, то даже самая интересная в мире упаковка продаст этот товар только один раз.
Дизайн бренда должен быть эксклюзивным по своей природе, а все перечисленные ранее компоненты должны работать как единое целое. Этому предшествует организованный процесс. Создание дизайна бренда можно разделить на два этапа.
1) Определение характера бренда, исследование рынка и ЦА
Компания решает заказать разработку логотипа и фирменного стиля, однако, первое, что нужно понимать, на какую аудиторию ориентирована компания и конкретный продукт, какие ассоциации вызывает и какие ассоциации необходимо вызывать. Представьте, что ваша компания занимается производством соков, но у каждого сока свой характер и своя целевая аудитория — агрессивные и яркие нектары для молодежной тусовки, сок для всей семьи, для детского питания, для путешествия или детокса. Когда мы работаем над бренд-дизайном, первыми включается в процесс стратегический отдел. Именно они проводят стратегические исследования рынка и целевой аудитории, чтобы создание логотипа и иных атрибутов бренда по заказу клиента было чётко ориентированным и с самого начала двигалось в правильном направлении, а дизайнеры не стреляли из пушки по воробьям.
Что такое стратегические исследования?
Стратеги собирают и анализируют информацию о рынке и о потенциальных конкурентах. Это делается для того, чтобы иметь возможность проанализировать слабые и сильные стороны брендов, которые тоже стоят на полке, а значит иметь возможность использовать их слабости для усиления собственного бренда и верно разработать стратегию торговой марки. Имея необходимые данные, стратеги помогают дизайнерам лучше понять задачу и составляют подробный перечень с комментариями и потенциальными векторами для работы. Стратеги позволяют нивелировать предпочтения дизайнеров и клиентов, как должен выглядеть товарный знак или фирменный стиль, направляют работу в русло на самом деле важного потребителю. С этого момента начинается работа дизайнеров: разработка упаковки, создается и отправляется в дизайн концепт логотипа и фирменного стиля продукта компании. Именно тут, если задача поставлена правильно и релевантные вводные данные представлены в полном объеме, мы сможем создать уникальный и эффективный логотип, запоминающийся фирменный стиль и совокупный бренд-дизайн, который будет выделяться среди конкурентов.
Дизайн или искусство?
Дизайн не является чистым искусством. Если вы полагаетесь только на чувство прекрасного, на эстетический вкус и художественный талант иллюстратора, существует большой риск провала и последующего заказа ребрендинга. Маркетинговые исследования занимают не так много времени, как процесс дизайна торговой марки, мероприятия по его имплементации и полномасштабная рекламная кампания. Поэтому уже на подготовительном этапе необходимо решить для себя, готовы ли вы заплатить тройную цену за ребрендинг при неудачной разработке логотипа и фирменного стиля в первый раз, основываясь только на голом креативе, пусть даже он вам очень нравится.
2) Разработка дизайна логотипа, упаковки, этикетки и фирменного стиля по заказу клиента
Когда основная стратегическая информация собрана, команда дизайнеров переходит в стадию художественного поиска. Творческий процесс — это эксперимент. В ходе создания различных концептов они выбирают направление для иллюстрации, стиль, цветовую палитру и шрифты, которые лучше всего подойдут характеру нашего бренда и будут использоваться при создании логотипа и составляющих фирменного стиля. Этот этап обычно имеет несколько итераций, в ходе которых дизайнеры отказываются от неудачных решений и шлифуют наиболее удачные концепции.
Дизайн нужно тестировать
Когда первая партия логотипов готова — самое время проверить их в деле. Дело в том, что не все логотипы также хорошо смотрятся в реальной среде, как на мониторе компьютера. Именно поэтому важно протестировать логотип во всех возможных ситуациях и предполагаемых местах размещения, чтобы убедиться в его уместности. Логотип играет важную роль в процессе создания дизайна бренда, поэтому дизайнеры уделяют большое внимание его разработке. Хорошо нарисованный логотип стоит времени и денег.
Когда логотип определен, цветовая палитра выбрана и разработка других визуальных элементов окончена, пришло время объединить их в гармоничный фирменный стиль и заняться созданием брендбука. Именно фирменный стиль масштабируется при разработке раздаточного материала — визитки, конверты, официальные бланки, наборы стикеров, корпоративные автомобили и многое другое.
Рекомендуем к прочтению: Иллюстрация как тренд
Нужна ли компании заказывать разработку брендбука?
Определённо нужна. Брендбук регламентирует использование фирменного стиля и логотипа, а потому его созданием занимаются одновременно с ними. Брендбук — это инструкция по использованию элементов фирменного стиля, правила публикации и имплементации логотипа, его масштаб, размер и цветовые вариации на разнообразных носителях. Брендбук включает в себя не только правила, но также рекомендации и определенные запреты, как те или иные элементы точно использовать нельзя.
Брендбук содержит и ряд технических данных, необходимых для печати полиграфии и сувенирной продукции. В нём перечислены допустимые цвета в RGB, CMYK и Pantone, толщина и тип бумаги для изготовления визиток и папок, физические размеры и наборы используемых гарнитур. Заказать разработку брендбука клиенту необходимо, чтобы правильно использовать свежий бренд-дизайн и не консультироваться с агентством каждый раз, когда необходимо напечатать партию визиток.